Социальная зрелость будущего школьника (с психологической точки зрения).
Личностная и социально-психологическая готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника- положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе с новыми для него правилами. Эта социально-личностная готовность выражается в определённом отношении ребёнка:
Отношение к школе. - Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. - Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы), а самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. - Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками. Уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Степень сформированности личностных качеств, необходимых для общения в большей мере зависит от: эмоционального климата группы детского сада; характера сложившихся взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Отношение к родным и близким. -Имея «личное» пространство в семье ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли: «ученик». Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. - Хорошо если ребёнок имеет адекватную самооценку, поскольку высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может сказать, что «Школа плохая», « Учитель злой» и т. д. Стремление ребёнка занять новое социальное положение и приводит к образованию его внутренней позиции школьника. Психолог Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребёнка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Нормально развитые вышеперечисленные качества личности ребёнка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.